Ответственность сторон

Об ответственности сторон и в чем она заключается

Ответственность сторон — это формулировка, которая встречается в любом более-менее грамотном договоре. Договоре, который мы, как правило, подмахиваем не читая. Так уж повелось.


Действительно, кому хочется читать от корки до корки чопорную юридическую писанину. Однако, в понимании врачом и пациентом взаимной ответственности перед друг другом кроется один из важных столпов успеха любого лечения. Предлагаю рассказать об этом не заковыристым безэмоциональным административным языком, а простым человеческим, близким каждому из нас.



Сперва историческая справка: в советское время в медицине господствовал так называемый патерналистский подход к лечению. Врач считался царем, богом и матерью природой, а «больной» (да, именно «больной») должен был во всем и всегда повиноваться, без сомнений и колебаний.
Собственно, слово пациент пришло уже в другую эпоху. Эпоху, когда мнением «больного» стали интересоваться не меньше, чем симптомами и тактиками лечения. Именно после этих изменений в массовом сознании пришло понимание того, что врач не бог, а пациент не бездушное устройство, которое нужно починить.


Теперь врач с уважением относится к пациенту и его личному мнению. Задачей врача на консультации является сбор информации о проблеме, анализ дополнительных диагностических данных и выработка возможных способов лечения (если их может быть несколько). Планы лечения составляются с учетом медицинских показаний, а так же желаний и возможностей пациента, в том числе и финансовых. Задачей же пациента является принятие решения о выборе того или иного метода лечения. Именно тут и происходит первое столкновение зон ответственности.

Ответственность врача — максимально доходчиво объяснить пациенту суть диагноза и способов лечения. Ответственность пациента — сообщить максимально точную информацию о своем здоровье, ничего не утаивая — от этого может зависеть ваша жизнь. После этого уже осознанно сделать выбор.


Если врач примет позицию «я доктор, мне виднее», то об осознанности выбора можно забыть. Мы опять возвращаемся к патерналистскому подходу. Пациент же, говоря «вы доктор, делайте, как знаете», снимает с себя ответственность и дает врачу право делать все, что тот сочтет нужным. Последствия такого решения могут быть плачевными. Согласитесь, вы же не отдаете право выбора продавцу, когда приходите покупать одежду, обувь или машину. Вы смотрите, примеряете, изучаете все характеристики товара, потом делаете выбор. В стоматологии то же самое. Примите ответственность, обдумайте предложенные врачом планы лечения, задайте вопросы, сделайте выбор.


Итак, вы сделали выбор и начали лечение. На этом этапе врач обязан соблюдать все протоколы и технологии лечения, своевременно информировать в случае неэффективности лечения или появлении негативной динамики. Предупреждать о возможных осложнениях после каждой процедуры и быть готовым в любой момент прийти на помощь, если эти осложнения возникнут. Ответственностью пациента на этом этапе является обратная связь. Поймите, даже самый гениальный врач ничего не сделает, если пациент в случае ухудшения состояния будет молчать и терпеть. Возможно по причине своей скромности, возможно из-за чрезмерной терпеливости. Никогда не стесняйтесь звонить в клинику или напрямую лечащему врачу и сообщать ему о любых ухудшениях состояния. И об улучшениях тоже. Иногда решают часы, не молчите! Вовремя проинформировав врача, вы снимаете с себя часть ответственности.


Второй момент на этом этапе — строгое соблюдение всех рекомендаций. Игнорируя рекомендации и назначения, вы берете на себя дополнительные риски, за которые придется отвечать вам. Лучше пропить неделю антибиотик и воздержаться от употребления алкоголя или похода в спортзал, чем пустить коту под хвост все результаты лечения.

Наконец, ваше лечение закончено! Все страшное позади, остается радоваться жизни. Мы переходим к такому вопросу как гарантии. Как правило именно это люди понимают под «ответственностью сторон». Я плачу деньги — получаю гарантию на N лет и все хорошо. Все было бы здорово, если бы не одно большое НО. Любая конструкция в полости рта от пломбы, до протеза на имплантатах это прежде всего ПРОТЕЗ.


Протез — это искусственная замена утраченного органа или его части. Все мы знаем, что даже самый лучших протез хуже, чем оригинал. Отсюда правило: для благоприятного долгосрочного прогноза врачу необходимо минимум 1 раз в 6 месяцев осматривать все искусственные конструкции в полости рта, оценивать уровень гигиены и, в случае обнаружения дефектов или рецидива заболевания, немедленно направлять к профильному специалисту.


Проведем параллель для большей точности? Возьмем, например, автомобиль. Для сохранения гарантии на новый машину вы должны ездить на техосмотр по графику указанному в гарантийной книге. В противном случае салон снимает с себя ответственность за любую поломку и отказывается от сохранения гарантии. Это прописано в договоре купли-продажи.

В стоматологии то же самое. Лучше сходить 2 раза в год на профилактический осмотр, в случае необходимости сделать гигиену и полечить средний кариес, чем явиться через несколько лет принеся в руке выпавший вместе с имплантатами протез.


Отсюда правило: ответственность за гарантийное и пост гарантийное обслуживания протезов, врач и пациент делят поровну. Пациент обязан вовремя сообщить о возникновении боли или поломке конструкции и являться на профилактические осмотры по графику, предварительно составленному с лечащим врачом. Врач же обязан выполнять гарантийные обязательства перед пациентом согласно договора в случае возникновения такой необходимости.


Цените свое потраченное время на лечение, вложенные деньги и будьте здоровы!